Jump to content
×
×
  • Create New...

Lorem Ipsum is simply dummy text

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s

Test Test

coinsmedia
invest-tracing
Инвестиции
ТОП 1 Блог о инвестициях в СНГ

Как защитить и монетизировать объекты промышленного дизайна


Recommended Posts

Finance

Трудности лицензирования, слабая защита интеллектуальных прав на произведения и низкая конкурентоспособность стали главными проблемами сферы промышленного дизайна в России. Промышленный дизайн включает в себя множество видов объектов — от домашней утвари до высокотехнологичных изделий, при создании которых могут быть использованы элементы произведений искусства, инновационные решения и маркетинговые ходы. Интеллектуальные права на объекты промышленного дизайна могут быть защищены патентами на изобретение, полезную модель или промышленный образец. 

/wp-content/uploads/2021/07/ux-store-jJT2r2n7lYA-unsplash-1024x683.jpg

12,8% от объема всего европейского рынка промышленного дизайна приходится на российские компании и правообладателей. По данным Союза дизайнеров России, в отечественной индустрии работает более 1,2 млн человек — почти 2% экономически активного населения страны. Реальная емкость рынка промдизайна России составляет 900 млрд рублей, а потенциальная емкость оценивается в 1,2 трлн рублей. Для сравнения — рынок промдизайна в Китае оценивается в $509 млрд, или примерно 36,89 трлн рублей.

Защита интеллектуальных прав на дизайн — «вишенка на торте» всей индустрии. Монетизация дизайнерских произведений напрямую зависит от уровня защиты интеллектуальных прав. К охраняемым объектам относятся произведения, результаты творческой деятельности в сфере науки и искусства, изобретения, модели, промышленные образцы. По сути, это может быть любой предмет, сделанный дизайнером, вне зависимости от достоинства и назначения. Но когда дело касается патентоспособности объекта промдизайна, он должен отвечать требованиям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня.

Наиболее популярная форма охраны в области промышленного дизайна — регистрация произведения в качестве промышленного образца, которая охраняет внешний вид изделия. Другими словами, это рисунок или другой графический объект, защищенный авторским правом. Но дизайнерское произведение может быть также защищено патентным правом и быть зарегистрировано в качестве объемного товарного знака. Для получения патента промышленный образец должен отвечать критериям новизны (то есть решение внешнего вида объекта ранее было неизвестно) и оригинальности (творческая значимость произведения). Объемные товарные знаки часто становятся предметами споров между игроками рынка.

По словам руководителя направления «Интеллектуальная собственность» ЦИС «Сколково», патентного поверенного РФ Дженнет Абдураимовой, Роспатент ужесточил требования в отношении объектов промышленного дизайна, регистрируемых в качестве товарных знаков:

«Только через суд нам удается защитить права на форму изделия. Приведу два интересных судебных кейса. Больше 20 лет назад был зарегистрирован объемный товарный знак в виде насоса. Уже сейчас мы отстояли правовую охрану, но споры о том, нужно ли защищать объемную форму, ведутся до сих пор. Второй кейс о том, как мебельная компания судилась со своим конкурентом, который стал изготавливать аналогичные подлокотники и ножки на диванах и креслах. Исковые требования сводились к тому, что были нарушены авторские права. Только после двух лет судебной тяжбы экспертиза установила, что в этих ножках и подлокотниках есть творческий вклад. А до того суды спрашивали у истца: почему вы не запатентовали эти ножки и подлокотники в качестве промышленного образца? Соответственно, если у вас нет патента, вы никак не защищены даже с точки зрения авторского права. Поэтому я всегда рекомендую своим доверителям сразу накладывать на свое произведение три правовых режима».

Российский рынок промышленного дизайна обладает солидным потенциалом, для реализации которого необходимо формирование и развитие экосистемы, способной объединить всех участников рынка и эффективно функционировать в цифровой среде. Для работы с правами на произведения дизайнеру необходимы цифровые инструменты, которые будут понятны автору без юридического образования, считает управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина:

«Как появляется объект промдизайна? Сначала это просто картинка, авторство которой нужно подтвердить. Раньше для этого ходили к нотариусу, а сейчас можно использовать специализированные сервисы. Один из таких сервисов — nRIS. Он предоставляет правообладателю две формы работы с объектом. Первая форма — открытое депонирование, когда автор положил объект в цифровую ячейку, а сервис проверил объект с точки зрения плагиата и зафиксировал его права. Вторая форма подразумевает, что доступ к объекту будет только у правообладателя. В таком случае ячейка шифруется и закрывается ключом. Запись о депонировании объекта хранится в реестре интеллектуальной собственности IPChain. Это централизованная сеть, которая позволяет хранить права на ИС, отслеживать, что с ними происходит в процессе жизненного цикла произведения. Если у вас возникает спор по объекту, Суд по интеллектуальным правам имеет доступ в IPChain и может подтвердить всю информацию, которая записана в сети».

Инфраструктура IPChain функционирует в рамках программы «Цифровая экономика». На данный момент к ней подключено более 30 узлов, среди них Роспатент, Суд по интеллектуальным правам и крупнейшие правообладатели. В сети уже проведено более 5 млн транзакций.

Следующий шаг после фиксации авторства — монетизация дизайнерского произведения, которая осуществляется в цифровой среде, добавила Валерия Брусникина:

«Для этого есть сервисы, такие как IPEX — он позволяет искать покупателей, продавать, отчуждать, заключать лицензионные договоры. При этом мы можем говорить о сделках только с проверенными с точки зрения прав объектами. Это позволяет обеим сторонам снизить транзакционные издержки сделки. Замечу, что объект промдизайна может стать средством индивидуализации товарных знаков, и в этом случае мы можем получить правовую охрану через такие сервисы, как “ОнлайнПатент”, который работает для всех юрисдикций. Таким образом автор расширяет границы монетизации: он может заключать сделки, пользуясь авторским правом и правом на товарный знак».

Сервисы позволяют сделать объект промдизайна коммерческим активом компании или индивидуального предпринимателя. Для повышения дохода на рынке необходимы денежные инвестиции, которые можно получить в банке либо на краудлендинговой платформе.

Примером такого сервиса служит платформа Co-Fi, которая позволяет получить займ под залог интеллектуальной собственности. Если объект успешно вышел на рынок, то появляется риск его незаконного использования в цифровой среде. Антипиратские сервисы осуществляют поиск и удаление незаконно размещенного контента в интернете. Одной из таких систем является n’RISAntipiracy, которая работает с картинками, аудиовизуальными объектами и товарными знаками. По словам Валерии Брусникиной, система позволяет найти, проверить каждую ссылку, наличие там объекта, сформулировать претензию и проконтролировать, был ли удален данный объект.

Для защиты и коммерциализации объектов промышленного дизайна и решения проблем в этой сфере необходимы инновационные инструменты, которые повысят конкурентоспособность и рентабельность продукта, а также предоставят производителю необходимый объем интеллектуальных прав для успешного оборота товара и грамотного юридического сопровождения дизайнерской работы и бизнеса.

Автор: Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник

Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now